вторник, 23 июня 2015 г.

Танки: технологическое отставание Китая

Специально для читателей «Защищать Россию» независимый военный эксперт Алексей Хлопотов объясняет, что лучшие образцы китайской промышленности — танки ZTZ-99 и VT-4 — построены на технологиях Советского Союза из 1970-х годов. 

Считается, что сухопутные войска Китая — одни из самых мощных в мире. Однако подавляющее большинство танков, стоящих на вооружении народно-освободительной армии Китая, давно устарели и морально, и физически. Основу парка бронетехники армии Китая составляют танки WZ-120 и WZ-121 — более известные как «тип 59» и «тип 69». Эти машины представляют собой неоднократно модернизированные клоны советского Т-54. В конце 50-х годов прошлого века Китай приобрел в СССР лицензию на выпуск этого, уже тогда считавшегося устаревшим танка. Советские специалисты строили завод, передавали технологию и документацию, учили китайцев работать. С единственным отличием: в СССР танки строились на конвейере, а соседям эту технологию отдавать побоялись. Производство танков в Китае было запущено по иному, менее производительному пути. Со временем это послужило мощным сдерживающим фактором, так как из-за охлаждения межгосударственных отношений военно-техническое сотрудничество между двумя крупнейшими странами соцлагеря было свернуто.


Попытка получения технологической помощи на Западе тоже ни к чему не привела. США, Франция, Германия, Израиль — все эти страны отметились в сотрудничестве с Китаем в области производства бронетехники. Однако в передаче новейших технологий они не были заинтересованы.


В итоге небольшой технологический рывок китайцы смогли сделать лишь после распада СССР. В странах Восточной Европы и на Ближнем Востоке они закупили образцы советского танка Т-72, производившегося с 1974 года. Разобраться с его конструкцией и технологией помогли оставшиеся без работы танкостроители Украины. Это привело к тому, что в конце 1990-х в Китае появились относительно современные танки ZTZ-98 и ZTZ-96. Если первый представлял собою копию Т-72 в том виде, в котором его смогли воспроизвести китайцы, то второй был гибридом Т-72 и WZ-121, более приспособленным для выпуска в больших количествах на китайских предприятиях. С этими конструкциями Китай и вошел в новый век. ZTZ-96 стал основным танком НОАК, а также послужил прототипом для экспортных версий — пакистанкой «Аль-Халид» и его развитием — VT-1 (MBT-2000). На основе ZTZ-98 был создан более сложный и тяжелый танк ZTZ-99, который в небольших количествах до сих пор выпускается исключительно для НОАК. Экспортный VT-1 был заказан Марокко (150 ед.), Бангладеш (44 ед.) и Мьянмой (несколько десятков единиц). Попытка продать его Перу провалилась из-за отказа Украины поставлять Китаю свои двигатели 6ТД.
У КНР нет собственного хорошего танкового дизеля. После отказа Украины для обеспечения экспорта государственной машиностроительной корпорации NORINCO пришлось срочно перерабатывать конструкцию VT-1. Ранее они обходились модернизацией и форсированием советского дизеля В-54, но его потенциал не бесконечен. Попытки купить танковый дизель на Западе не увенчались успехом. Единственное чего удалось добиться, это приобрести старый «тепловозный» двигатель у немецкой фирмы MTU. Судя по всему, именно его версии и ставятся на самых последних китайских танках. Об этом свидетельствуют значительные габариты их моторно-трансмиссионных отделений. Естественно, такой двигатель перетяжеляет танк, и, несмотря на повышенную мощность, не обеспечивает требуемой подвижности. Все это было отмечено экспертами на прошлогодних соревнованиях по танковому биатлону в России. Выставленный от Китая ZTZ-96 в гонках с преодолением препятствий, как правило, на целый круг отставал от старых российских Т-72Б.

Читать полностью на "Защищать Россию"

7 комментариев:

  1. Бронетанковые войска КНДР это бумажный дракон - бронетехники много, но большая часть этой бронетехники является устаревшей.

    ОтветитьУдалить
  2. У японцев есть ещё тип 90 — это вообще звездолёт по сравнению с китайцами, ибо гибрид МБТ-70 с Челленджером. У него, правда, есть один недостаток — он в габарит японских ЖД не пролезает категорически ни в коем виде, почему, собственно, тип 10 и был разработан — чтобы иметь танк, который можно юзать не только на Хоккайдо. ;)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. С каким "Челленджером", Петросян??

      Удалить
  3. Японским Type 90 это не гибрид МBТ-70 & Challenger'а, это Leopard 2А3+ локализованный спецами из Krauss-Maffei Wegmann для производства в Японии & использованием максимального числа японских узлов и агрегатов.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лео-2 — это и есть потомок МБТ-70, как и Абрамс. А бритиши, по слухам, броняшкой поделились.

      Удалить