пятница, 26 июня 2015 г.

Капотный «КАМАЗ». Какой он и зачем нужен

Премьера от «КАМАЗ-мастера»: команда показала свой новый капотный грузовик. Что побудило челнинцев на такой шаг и чего ждать от новинки?
  То, что «КАМАЗ-мастер» носит планы по созданию капотного грузовика, секретом не было. Сам Владимир Чагин в своё время в интервью «Чемпионату» не скрывал, что команда планирует опробовать новый вариант грузовика уже летом 2015 года, чтобы понять, что же нашли в подобном варианте и Жерар де Рой, и Алеш Лопрайс, задавшие моду на капотники. И вот 24 июня новый «КАМАЗ» (ему ещё даже не присвоили модельный индекс и не оформили госномера) показали группе журналистов.

Ради чего создавали

Первый вопрос, который может возникнуть у болельщиков: собственно говоря, ради чего камазовцы тратили время и ресурсы на разработку капотника, раз их проверенная временем «стандартная» модель на последних «Дакарах» раз за разом опережает капотники де Роя и Лопрайса? Однако в Набережных Челнах склонны согласиться с тем, что в настоящее время именно капотный вариант — самый перспективный путь в ралли-рейдах.

В теории всё логично: за счёт отодвинутой назад кабины машина получает более близкую к идеальной развесовку. Как следствие – грузовик должен лучше двигаться по песку, грамотнее приземляться при прыжках и быть более манёвренным. И немаловажный бонус: экипажу тоже должно стать комфортнее, поскольку теперь он будет сидеть дальше от передних колёс, а значит, позвоночник будет подвергаться меньшим нагрузкам. Это повысит выносливость экипажа, что немаловажно как на длинном спецучастке, так и в ходе двухнедельного марафона.

Правда, пока всё сказанное выше – лишь теория. Капотник только-только подготовлен, его первые испытания пройдут перед четвёртым этапом чемпионата России по ралли-рейдам, в котором обновлённый «КАМАЗ», естественно, примет участие. Так что какие-то первые выводы будут готовы только после 1-4 июля, когда и пройдёт гонка от Элисты до Астрахани.
Новый «КАМАЗ» — вид сбоку
Фото: Евгений Кустов, "Чемпионат"
Новый «КАМАЗ» — вид сбоку

Как выглядит

Технический регламент «Дакара» в принципе оставляет не так много вариантов, если вы решаете перейти на «модный» вариант грузовика: нельзя сказать, что внешне камазовский капотник очень уж сильно отличается от «Ивеко» де Роя или «Татры» Лопрайса. Пожалуй, грузовик голландца смотрится более угловатым, а «КАМАЗ» чуть ближе к бывшему варианту Алеша, но с немалым числом отличий.

Наличие капота, конечно, непривычно, тем более что таких «КАМАЗов» мы на улицах городов никогда не видели. Собственно, и кабину пришлось брать у «Даймлера» — очень кстати пришлось, что немцы и россияне плотно сотрудничают. Кабина серийная, так что проблем с её технической омологацией возникнуть не должно.

Что же касается грузовика в целом, то основой для него по-прежнему является проверенная временем модель 4326. Как рассказал технический директор «КАМАЗ-мастера» Владимир Губа, ходовая часть машины почти полностью повторяет прежнюю. А вот двигатель пришлось менять: ни один из агрегатов «Либхерра» для капотника не подошёл, так что договорились о годичной аренде рядного мотора Caterpillar, который подготовлен к гонкам чешской фирмой Buggyra. Двигатель уже успешно выступал на «Дакаре», по мощности сопоставим с «Либхерром», так что опасений по его поводу нет. При этом сейчас на «КАМАЗе» разрабатывается собственный рядный мотор, так что в команде рассчитывают через несколько лет начать использовать родные агрегаты. Пока же планируется отказаться от устаревшего блока управления чешского мотора в пользу собственной системы, отлично работающей с «Либхерром».

По словам Губы, также ещё будут корректировать жёсткость подвески: на данный момент на фоне остальных камазовских грузовиков этот поднят очень высоко. Такое «возвышение» отчасти вызвано использованием более лёгкого мотора.

Ну а, пожалуй, главный повод для опасений — охлаждение. С переходом на капотник камазовцы вынуждены отказаться от раздельной системы, при которой теплообменники наддувочного воздуха размещались по бокам, отдельно от водяного радиатора. Теперь всё рядом, так что в случае необходимости нужно будет быстро решить все «тепловые» проблемы. Кроме того, при проектировании инженеры держали в уме менее удобное расположение двигателя: нужно было удостовериться, что в случае ремонта доступ к мотору не окажется слишком затруднён.
Капотник покидает базу «КАМАЗ-мастера»
Фото: Евгений Кустов, "Чемпионат"
Капотник покидает базу «КАМАЗ-мастера»

Чего всё-таки ждать

Отвечая на вопрос корреспондента «Чемпионата», стоит ли перед капотником задача сходу вступить в борьбу за победу на «Дакаре», Владимир Чагин предпочёл ответить осторожно: мол, давайте сначала опробуем машину в деле, а там уж будем замахиваться на что-то конкретное. К тому же надо помнить, что грузовик был разработан и построен менее чем за полгода: фактически работа нам ним началась только после возвращения с последнего «Дакара»!

«Жерар де Рой и Алеш Лопрайс хвалили свои капотники, но пока сам не проедешь — не поймёшь, — отметил Чагин. — Посмотрим, будет ли он сразу быстрее прежних грузовиков или придётся учить его ездить. В любом случае на ближайшем „Дакаре“ может выступить только один наш капотник. Мы старались ездовые качества улучшить, но и о внешности думали: хотелось, чтобы формы не отталкивали глаз».

Первым новую технику в боевом режиме опробует экипаж Эдуарда Николаева, Евгения Яковлева и Владимира Рыбакова. В таком выборе нет ничего удивительно: Эдуард в своё время уже «учил» ездить перспективные гоночные моторы, а Евгений — руководитель конструкторской группы, так что логично, чтобы именно он и узнал раньше всех, как себя ведёт на трассе его «ребёнок».

Безусловно, какое-то время уйдёт на адаптацию гонщиков к новой посадке: очевидно же, что брать высоченную дюну на старом грузовике, когда ты сидишь максимально спереди, и на капотнике, где оценить обстановку сложнее — не одно и то же.
Новый «КАМАЗ» — вид спереди
Фото: Евгений Кустов, "Чемпионат"
Новый «КАМАЗ» — вид спереди

Ещё одна вещь, к которой надо адаптироваться, — иной двигатель. «Наши гонщики привыкли к тому, что «Либхерр» очень надёжен, и едут на нём на все деньги, — объясняет Губа. — Здесь двигатель при той же мощности имеет более высокие удельные показатели, повышенную тепловую нагрузку. Надо будет относиться аккуратнее. Например, мы используем на «Дакаре» два комплекта турбокомпрессоров, производя замену всего один раз, а «Баггира» меняет их целых три раза».

Короче говоря, не стоит исключать, что в первый год обновлённый «КАМАЗ» всё-таки будет страдать детскими болезнями, но если так и произойдёт, то надо понимать: жертвы в любом случае окажутся оправданными. Либо челнинцы убедятся, что надо дальше двигаться в «капотном» направлении и извлекут важные выводы, либо — что маловероятно — нарекут капотники тупиковой ветвью эволюции. Представить капотный «КАМАЗ» было сложно, но его появление, на самом деле, было неизбежным. Теперь вот остаётся с интересом наблюдать за первыми шагами новинки.

8 комментариев:

  1. Смысл гонок в пиаре, если раньше камаз был похож на серийный, то сейчас общего ни чего не имеет с ним, хотя ивеко и татра тоже капотников не делают, в общем смысл участия в дакаре грузовых машин для меня теперь загадка. А вот уралу стоит подсуетится))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А что Урал, Урал тоже не сидит без дела:
      http://www.sibirchan.ru/au/src/976975985.jpg
      http://ural-next.ru/upload/medialibrary/9c7/9c7acd053715866bb084b598f44c939e.jpg
      http://i072.radikal.ru/1506/31/0990c4fb3647.jpg
      http://ic.pics.livejournal.com/bmpd/38024980/2219715/2219715_original.jpg
      я уж молчу про чисто военную автотехнику.

      Ну и пара слов про участие Камаза во всяких Дакарах.
      Как тут правильно уже сказали, это престиж страны\марки + бесценный опыт по испытанию в предельно жестких условиях различных узлов\агрегатов\конструкторских решений\ремонтопригодности и тд и тп, что не даст ни один полигон. И это приносит свои плоды. Недаром грузовики Камаз из раза в раз занимают лидирующие места. И это при том, что против Камаза выступают лидеры мирового (западного\азиатского) автомобилестроения, которые к слову так же выставляют совсем не серийные машины, в которых используются комплектующие в том числе от других производителей. Однако из раза в раз побеждает именно Камаз.

      Удалить
    2. Солидарен!

      Более всего веселит "Дакаровский" КамАЗ в военных цветах. Бедные солдатики, что в кузове будут сидеть... :)

      Кстати, как водитель Урала с 20 летним стажем выражу своё пмсм:
      На "капотниках", ввиду иного пространственного положения водителя относительно осей, он испытывает меньшие перегрузки и тряски. Информативность, точнее реакция на бездорожье увеличивается. Сидя за КамАЗ 4320 я буквально влетал в раздолбы и размытые ямы, накрытые лужами. Вытаскивать машину было - ой как не комфортно! Возможно - это привычка, что ось впереди и есть место и время на принятие решения... Не спорю...
      Однако, водилы на КамАЗах встревают чаще. И я регулярно их вытаскивал в нашей Тайге.
      Возможно, что эмоционально проще попробовать "засунуть морду" Урала или КрАЗа в неведомое, зная, что у тебя есть пространство и время на то, что бы выскочить из машины... Но ведь и развесовка иная. На "бескапотниках" вес груза смещён вперёд "благодаря" кабине. И если машина попадает в дерьмо, то вязнет более охотно, чем "капотная".

      И ни разу не видел, даже на видео-хостингах, что бы "бескапотник", вытаскивал "капотник" на бездорожье. А вот наоборот - навалом.

      Удалить
  2. Престиж марки & государсчтва ни о чем не говорит ?
    Что касается "от Камаза нет ничего", ну так это соревнования, где участвуют специальные гоночные машины.
    Вас же не удивляет, что в Гран-при Формулы 1 машины той же команды Мерседес совсем не похожи на серийные машины этой марки ))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. + испытание всего изделия/ряда узлов (а т.к. в команде несколько машин то можно испытывать и несколько модификаций одного и того же узла) в экстремальных условиях эксплуатации

      Удалить
  3. Не пойму, что мешает сделать хотя бы "передок" независимым?

    ОтветитьУдалить
  4. Собственно от камаза только шильдик

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. По другим гоночным автомобилям примерно такая же ситуация.

      Удалить