вторник, 10 марта 2015 г.

Антикризисная модель «Арматы»

10 марта 2015 года 11:24 | Антон Мардасов

Проект танка нового поколения не выдержал режима экономии бюджета
 
В Алабино начались тренировки парадных расчетов, которые пройдут по Красной площади 9 Мая. Среди военно-технических новинок самая ожидаемая - танк нового поколения Т-14 «Армата», характеристики которого, как и внешний облик, до сих пор секретны. Однако еще до появления дюжины Т-14 перед публикой, появилась информация о грядущем упрощении некоторых систем танка.

Так, в конце февраля заместитель председателя коллегии Военно-промышленной комиссии Олег Бочкарев в интервью СМИ заявил следующее:

- Мы пойдем по пути упрощения некоторых систем. Характеристики, которые мы обеспечили, — очень дорогое решение. Упростив некоторые вещи, мы не потеряем свойства этой машины, но очень много сэкономим в цене.

Правда, Бочкарев подчеркнул, что в опытной партии, которая появится на брусчатке, после чего будет отправлена на испытания в войска (серийное производство Т-14 намечено на 2016-2017 годы – «СП»), машины будут выполнены с максимумом возможностей, реализации которых военные требовали от разработчика: «Все, что мы придумали, все, на что была готова наша промышленность... Все сделано по требованию заказчика. А когда начнется эксплуатация и станет понятно, что некий параметр мало востребован, значит, от него можно отказаться».

Добавим, что в ноябре 2014 года Бочкарев отметил крайне высокую стоимость новых машин. По его словам, контракт с НПК «Уралвагонзавод» (УВЗ), производящим эти танки, подписан на три года. Цена боевых машин, которые должны поступить на вооружение в следующем году, уже определена.

- Но дальше надо будет работать, мы критикуем УВЗ за высокую стоимость, - отметил тогда Бочкарев.

О завышенной стоимости танка говорят уже не первый год. Также не первый год идут споры между УВЗ и Минобороны. По некоторой информации, на разработку «Арматы» и создание технологической линии производства было выделено 54 млрд. руб., из которых 15 млрд. уже истрачено. Звучат различные оценки стоимости серийного танка – от 200 млн. рублей до 400 млн. за единицу. Для сравнения: бывший первый заместитель начальника Главного автобронетанкового управления Министерства обороны (ГАБТУ) генерал-лейтенант запаса Юрий Коваленко оценивал стоимость Т-90А примерно в 70 млн. руб. за единицу, американского Abrams – в 217 млн. руб., французского Leclerc – в 255 млн., немецкого Leopard-2 – в 167 млн., а украинского Т-80 – в 120 млн. руб.

Напомним, закрытая демонстрация «Арматы» состоялась в сентябре 2013 года в Нижнем Тагиле. Тогда высокопоставленным российским чиновникам продемонстрировали три образца военной техники на базе новой унифицированной тяжелой гусеничной платформы «Армата»: основной боевой танк, тяжелую боевую машину пехоты и бронированную ремонтно-эвакуационную машину.

Перечислим ожидаемые особенности Т-14:

- «необитаемая башня», то есть экипаж машины располагается в изолированной бронекапсуле в передней части корпуса, защищающей людей в случае поражения бронемашины, управление вооружением осуществляется дистанционно;

- передняя проекция имеет многослойную комбинированную бронезащиту, способную выдержать прямое попадание любого типа существующих сегодня снарядов - подкалиберных и кумулятивных;

- активная защита танка (комплекс «Афганит») расположена по всему периметру башни на различных уровнях, обеспечивая гарантированную защиту наиболее важных элементов машины, в том числе и с воздуха;

- Т-14 должен быть оснащен уникальной РЛС, способной одновременно контролировать до 40 наземных и 25 воздушных целей в радиусе 100 километров;

- информация о боевой обстановке выводиться на мониторы танка с лазерных, телевизионных и тепловизионных датчиков, а панорамный обзор позволяет командиру и наводчику просматривать поле боя аж на 360 градусов; Т-14 способен «вести диалог» - обмениваться данными с другими бронемашинами и командным пунктом;

- модульность машины: вооружение и оборудование можно заменить в зависимости от поставленных задач;

- основное вооружение Т-14 - 125-мм гладкоствольная пушка 2А82 с боеприпасами различного типа и назначения, в дополнение - модернизированный пулемет Калашникова калибра 7,62 и роботизированный крупнокалиберный пулемет «Корд».

Стоит отметить, что первоначально на замену Т-72 разрабатывалась другая машина - под шифром «Объект 195» (Т-95 «Черный орел», ОКР «Совершенствование-88») с пушкой калибра 152-мм в «необитаемой башне». Танк даже успел пройти испытания, однако в серию он не пошел, его разработки прекратили в 2010-ом. И в итоге «Объект 195» в новой программе вооружений сменила унифицированная тяжелая платформа «Армата». Именно поэтому многие эксперты склонны считать, что Т-14 – это облегченная версия Т-95.

Так, бывший начальник Главного автобронетанкового управления МО РФ, руководивший разработкой танка Т-95, генерал-полковник Сергей Маев в 2013 году дал интервью СМИ по поводу Т-14, суть которого сводилась к двум тезисам: преувеличивать значение «Арматы» не стоит, так как этот проект будет хуже «Совершенствования-88», а 125-мм пушка делает «Армату» неконкурентоспособной на поле боя при любых обстоятельствах».

- С «Арматой» капитально промахнулись по цене при планировании Госпрограммы вооружений (ГПВ), - говорит один из ведущих экспертов в области броневой техники, член Общественного совета ВПК, полковник запаса Виктор Мураховский. - Это вина, в том числе, и экономического блока правительства РФ, который заложил абсолютно нереальный показатель ежегодного дефлятора ВВП. А с тех пор цены на материалы и комплектующие существенно выросли (если не сказать в разы). Соответственно, стоимость и НИОКР, и серийной машины существенно выше, чем было предусмотрено в ГПВ.

Второй вопрос – технический. По некоторым элементам конструкции (не рискну называть конкретные) требуются существенные усилия от кооперации российский предприятий по выходу на передовой уровень. И здесь действительно возможен вариант - принимать «Армату» в несколько упрощенном виде на том технологическом уровне, который сегодня достигнут. В дальнейшем - повышать этот технологический уровень в ходе модернизации танка. Есть также очень дорогие компоненты, необходимые исключительно в военное время. Например, комплекс активной защиты (КАЗ). Здесь также можно пойти по такому пути: не включать пока КАЗ в комплектацию серийных машин.

«СП»: - Вы согласны с точкой зрения Сергея Маева по поводу Т-14?

- Я думаю, что, прежде всего, он имел в виду орудие калибра 152-мм, которое было на «Объекте 195», показавшее высочайшее характеристики по бронепробиваемости бронебойным оперённым подкалиберным снарядом. Калибр 152-мм позволял запускать через ствол управляемую ракету с гораздо более высокими характеристикам, чем это можно делать на калибре 125-мм.

«СП»: - Среди некоторых экспертов есть мнения о том, что вес российских танков, в том числе и Т-14, надо увеличивать…

- Это тупиковый путь. Есть два наглядных примера в истории мирового танкостроения. В Первую мировую войну немцы создали K-Wagen – проект ограничился только одним танком. А позже разработали Panzerkampfwagen VIII «Maus», которых было выпущено всего лишь две единицы, боевая масса каждой составляла - 180 тонн. Таким образом, чтобы не вставать на тупиковый путь развития, должно быть найдено оптимальное сочетание параметров: масса, габариты, бронирование, вооружение, подвижность.

Для перспективной платформы «Армата» параметры определены: максимальная масса для систем вооружений, которые будут базироваться на этой платформе – я имею в виду самоходную артиллерию – 65 тонн. Масса танка будет еще меньше – в пределах 50-55 тонн в комплектации с полной динамической защитой и т.д. В итоге наши машины будут весить на 10-15 тонн легче средней массы зарубежных танков типа Merkava, Challenger 2, Abrams М1А2 SEP. В этом случае мы все-таки лучше, чем на Западе, умеем вписываться в названные параметры.

Стоит сказать, что уровень нашего танкостроения на самом деле существенно превышает мировой. Напомню, что классическая компоновка, которая родилась в 1917 году на легком танке Renault FT-17, используется практически на всех образцах бронетехники в мире. Т-14 – это танк совершенно иной компоновки, которая позволила вывести ряд параметров на уровень выше мирового.

Снимок в октрытие статьи: боевая машина на базе унифицированной гусеничной платформы «Армата»/ Фото: rostec.ru


Gur Khan: ничего тут комментировать не буду. Прошу лишь обратить внимание на фото, подпись к нему и источник фото...
10 марта 2015 года 11:24 | Антон Мардасов
Читайте далее: http://svpressa.ru/war21/article/114880/

13 комментариев:

  1. "Например, комплекс активной защиты (КАЗ). Здесь также можно пойти по такому пути: не включать пока КАЗ в комплектацию серийных машин."
    Они с ума сошли?
    И ведь резать реша наверняка с тех самых РЛС и тд, упрощая их, ухудшая характеристики. То есть резать будут то, что и выводит эти машины на уровень нового поколения бронемашин. А нахерна тогда? Т-72 и так есть.
    Им нужна машина нового поколения или как?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. "А нахерна тогда? Т-72 и так есть."

      А защита экипажа вам уже не нужна, по вашему пусть танкисты и дальше жарятся в старых гробах ?

      Во вторых от машины нового поколения никто не отказывается, железо произведут сей час, все навороты поставят позже.

      Удалить
  2. "Второй вопрос – технический. По некоторым элементам конструкции (не рискну называть конкретные) требуются существенные усилия от кооперации российский предприятий по выходу на передовой уровень."
    Ну наконец-то до них дошло, что промышленность надо выводить на современный уровень, а не довольствоваться тем что есть. И когда встает выбор между приложить усилия и использовать что есть, а уж потом(!) приложить хоть какие-то усилия... разумеется у нас выбирают второе.
    С одной стороны понятно, машина нужна скорее, с другой сколько раз уже можно ходить по одним и тем же граблям.

    ОтветитьУдалить
  3. РЛС? на танке? креативненько, умилила дальность в аж 100 км, там как идиоты со стажем работают?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Скорее у журналистов лишние нолики появляются. Вот 10 км больше похоже на правду.

      Удалить
  4. ну 10 км ето уже ближе к правде, только вот а на фига она нужна танку?
    как "умельцы" с УВЗ хотят ее использовать? для чего? и главное как быстро она будет выведена со строя?

    ОтветитьУдалить
  5. ну 10 км ето уже ближе к правде, только вот а на фига она нужна танку?
    как "умельцы" с УВЗ хотят ее использовать? для чего? и главное как быстро она будет выведена со строя?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Очевидно они ей собираются обнаруживать все типы целей, чтобы своевременно реагировать, особенно вертолеты.

      Удалить
  6. Я так понимаю с РЛС у них только виртуальное отношения были, на практике они с ними не работали ибо только дурак ну и "експерт" с УВЗ захочет танк оборудовать ею, а как защитить антенну они подумали? Или

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Не переживай, если антенна рлс там и будет, то она будет защищена лучше того здоровенного недоразумения, что торчит на башне Ололота.

      Удалить
    2. Это у "експертов" ХКБМ защищенность техники повышается навариванием оконных решеток и каркасов от кроватей. А РЛС в башне Арматы можно сделать выдвижной.
      На Т-90СМ ведро заметно меньше, чем то недоразумение на башне Ололота, и не мешает работе пулемета.
      Бурят с бубном уже был засунут в кабинет премьер-министра и министра обороны Украины.))

      Удалить
    3. А у диванных "експертов" Рашки видимо по другому?
      Вовочку то поди уже нашли или еще бегает где то?
      Размеры ведра Т-90 в студию, а то ваше "заметно меньше" будете жене в онное место вставлять, с пулеметом зачетно, правда ты не сказал что у руцких пулемет торчит как "топольна плющихе" и совершенно не защищен, но это ведь фигня правда??

      То то Рогозин ЗАСТРЯЛ в люке))) супер пупер танка)))) он еще не только говняный но тупо даже тесный, лучшие умы страны туда не влазят.

      Хотя какая нафиг разница? Когда на параде обещали показать СУПЕР недотанк))))))))))))))))))

      Удалить