пятница, 5 октября 2012 г.

На танки Т-90 и Т-72 будут ставить французские двигатели?

 Автомобильный каталог www.autocatalogue.ru в ЖЖ
Как известно, Россия у Франции кое-что закупает из вооружения, военной техники и их компонентов. Про «Мистраль» не писал разве что самый ленивый, про ИК приборы фирмы Thales также много разной информации, да и про вертолёты Eurocopter вовсю пишут. В числе этих пяти "проектов" есть и проект по созданию двигателя для Министерства обороны, в котором участвует ОАО "Тутаевский моторный завод" (ОАО "ТМЗ").

Сразу оговорюсь - почти ни с кем из специалистов по этому поводу не разговаривал... почти. Один очень информированный человек, когда я его спросил о французских танковых двигателях пр-ва ОАО "ТМЗ", сказал примерно так: "Табуреткиным в ходе одной из зарубежных поездок, среди прочего, приглягнулся хранцузский танковый движок, вот его и решили прикупить для российских танков". Так это было или нет - сказать не могу, но по сообщению сайта ОАО "ТМЗ", от 10 мая 2011 г., "...генеральный директор ОАО "ТМЗ" Валерий Жуков, главный инженер Владимир Щаников и главный конструктор Олег Прохоров посетили французскую фирму RENK.
Представители этой фирмы еще в марте побывали на ТМЗ. Производитель трансмиссий RENK имеет поручение от Рособоронэкспорта к 1 декабря представить силовую установку для танков Т-90 и Т-72. Среди возможных российских партнеров RENK выбрал Тутаевский моторный завод. Переговоры велись с марта. И вот в ходе встречи во Франции были согласованы все технические вопросы изготовления нового двигателя и подписан протокол, согласно которому до конца октября ОАО "ТМЗ" должен будет изготовить опытный образец двигателя."
Следует заметить, что то было в прошлом году, то есть опытный образец двигателя планировалось изготовить до конца октября 2011 г.

Время, между тем, шло... Ближе к новому году, то есть 26 декабря 2011 г., сайт ОАО "ТМЗ" разродился вестью: "В соответствии с поручением Министерства обороны Российской Федерации Тутаевский моторный завод совместно с компанией «Renk France» (Франция) будет вести работу по созданию перспективного силового блока на базе коммерческой модификации двигателя для нужд Министерства обороны РФ.
Целью проекта является повышение технического уровня изделий за счет применения перспективного, конкурентоспособного силового блока, востребованного в том числе в интересах иностранного заказчика. По результатам работы планируется постановка на производство модификации нового двигателя, а также локализация компонентов и в целом трансмиссии в условиях ОАО "ТМЗ".
Напомню, что эта работа началась в середине мая. В ней задействованы конструкторская и технологическая службы, а также производственные подразделения завода. К концу мая следующего года работа по созданию двигателя для Министерства обороны должна быть успешно завершена. По мнению генерального директора ОАО "ТМЗ" Валерия Жукова, задача трудная, но выполнимая.
- Надеюсь, каждый работник завода понимает, какие перспективы откроются перед предприятием, если мы получим заказ на серийное изготовление нового двигателя для Министерства обороны, а в дальнейшем и всего силового блока, - сказал Валерий Константинович. - От каждого потребуется максимум отдачи на своем рабочем месте. Уверен, что наш коллектив приложит все силы для выполнения этой ответственной задачи."


Прошло ещё некоторое время. Очередная новость появилась на сайте ОАО "ТМЗ" 28 марта текущего года: "Россия и Франция реализуют сейчас пять совместных проектов, связанных с оборонными целями, из которых самый масштабный – создание кораблей-авианосцев «Мистраль». В числе этих пяти перспективных проектов есть и проект по созданию двигателя для Министерства обороны, в котором участвует Тутаевский моторный завод. Поэтому на встрече присутствовали генеральный директор ОАО «ТМЗ» Валерий Жуков, главный инженер Владимир Щаников и главный конструктор Олег Прохоров.
Год назад на ТМЗ состоялась первая встреча с нашими французскими партнерами по созданию двигателя для военных целей – фирмой Renk. Однако проект продвигался непросто. Лишь в конце прошлого года удалось подготовить согласованное решение, которое определяло обязанности сторон в его реализации. За это время проведено четыре технических встречи, продуман каждый этап работы. Сегодня создание двигателя находится в завершающей стадии. В конце апреля – начале мая работа над двигателем будет завершена, и он пройдет испытания на нашем заводе. А в конце мая он должен быть отправлен на стендовые испытания во Францию. Представители ТМЗ подтвердили на встрече, что сроки поставки будут выдержаны. В октябре-ноябре двигатель пройдет испытания на полигоне в составе военной техники.
А до этого ему предстоит принять участие в двух выставках – французской и российской. По предложению французской стороны, в начале июня двигатель вместе с трансмиссией фирмы Renk будет представлен на выставке «Евростар» под Парижем, где моноблок могут увидеть лучшие мировые производители. Представители Рособоронэкспорта предложили выставить моноблок на выставке в подмосковном Жуковском с 27 июля по 2 августа.
И российская, и французская сторона делают большие ставки на проект по созданию двигателя. Из пяти проектов этот признали самым подготовленным. Однако его перспективы напрямую связаны с результатами испытаний, которые пройдет наш двигатель. В дальнейшем речь может идти не только о производстве двигателей, но и изготовлении в России трансмиссии, и не исключено, что на площадях Тутаевского моторного завода."


На выставке в Жуковском движка не было. По крайней мере я что-то не помню чтобы его там выставляли. Да и на сайте ОАО "ТМЗ" новостей по этому поводу я не смог найти. Лишь 7 сентября на сайт ОАО "ТМЗ" победно отрапортовал: "На Тутаевском моторном заводе завершена работа над сборкой и испытанием двигателя для Министерства обороны. Через день-два мотор будет отправлен во Францию – в фирму RENK.
Реализация совместного российско-французского проекта, предусматривающего создание силового агрегата с трансмиссией фирмы RENK и тутаевского двигателя, продвигалась непросто. Предварительно состоялось несколько встреч с французскими партнерами, подготовлено согласованное решение с определением обязанностей сторон.
Двигатель до 15 сентября будет отправлен во Францию. На фирме RENK его состыкуют с трансмиссией и подвергнут новым нагрузкам по согласованной программе.
Перспективы этого проекта напрямую связаны с результатами предстоящих испытаний, за их ходом во Франции будут наблюдать представители ТМЗ."



Но вот что непонятно. На прошлой неделе, 24 сентября, генеральный директор ОАО «ТМЗ» Валерий Жуков сообщает (цитирую по сайту ОАО "ТМЗ"): "Кроме того, у нас есть реальная возможность войти в нишу заказов Министерства обороны. Наш макетный образец двигателя отправлен на испытания во Францию. И в Минобороны с интересом ждут результатов испытаний. Конечно, мы тоже с надеждой ждем их."
Позвольте, а как же движки 8461.10, 8491.10, 8492.10, 8424, которые ставят на минские шасси МЗКТ-7930 (применяются в комплексах и системах "Искандер-М", "Бастион", С-400 "Триумф" и др.) и на брянские шасси и тягачи семейства "Вощина-1" (применяются в комплексах и системах "Небо-М", "Гамма-С", С-400 "Триумф" и т.д.)? Или тут вопрос о том, чтобы ОАО "ТМЗ"
Хорошо хоть что вся КД будет у нас (цитирую Валерия Жукова по сайту ОАО "ТМЗ"): - В очередной раз убедился, что светлых голов достаточно, когда делали двигатель для Минобороны. Конечно, большую помощь оказывали конструкторы ЯМЗ, Челябинского тракторного завода. Но основную работу вели наши ребята. Справились прекрасно. Молодцы. Я понял, что мы можем сделать все, что захотим. Сегодня во всех подразделениях остались только лучшие специалисты – золотой фонд завода, уникальные профессионалы. Мы привлекаем к разработке нового продукта западных консультантов, но полная конструкторская документация только в руках наших специалистов. Обучению, повышению квалификации на заводе уделяется большое внимание. Чтобы наш продукт был конкурентоспособен, нужно чтобы конкурентоспособными были специалисты на уровне своей квалификации.
А, кстати, что с локализацией? Тут молчок...

А тем временем есть полностью отечественная разработка - семейство двигателей серии "Т", которое разрабатывает ООО "ЧТЗ-Уралтрак" и входящее в его структуру ОАО «Научно-исследовательский институт двигателей». Журнал "Двигатель" ещё полтора года назад, в номере 2 за 2011 год, организовал утечку - статья вот тут: http://engine.aviaport.ru/issues/74/page39.html
Процитирую начало той статьи: "В настоящее время в России проводится начатая в 2008 г. реформа Вооружённых Сил. За это время в отечественных средствах массовой информации опубликовано большое количество материалов, посвященных этой реформе. Авторы публикаций высказывают своё мнение о качестве различных объектов вооружения и военной техники, сравнивая отечественные ВВТ с зарубежными. Как правило, предпочтение при этом отдаётся последним.
Наибольшее количество материалов на указанную тему посвящено объектам бронетанковой техники. Среди обсуждаемых элементов боевых машин (БМ) находятся: вооружение, защита, средства связи и, конечно, двигатели.
Анализ опубликованных материалов показал, что многие из них весьма субъективны и не отвечают современным профессиональным требованиям к составлению подобного рода оценок такой высокотехнологичной продукции. Тем не менее, будучи опубликованными в печати, они неизбежно влияют на принятие важных решений в рамках реформы. При этом ошибочные отрицательные мнения о качестве отечественной военной техники (ВТ) вызывают затруднения с её дальнейшим развитием, а ошибочные положительные - могут стимулировать её необоснованное развитие.
В настоящей статье приведены данные о разрабатываемом ООО "ЧТЗ-Уралтрак" семействе дизельных двигателей двойного (военно-гражданского) применения - семействе двигателей серии "Т" - в сравнении с зарубежными двигателями аналогичного диапазона мощности и назначения.
Технические характеристики двигателей. В настоящее время выполнены разработки и выпущена опытно-промышленная партия двигателей серии "Т" гражданского назначения (для тракторов и инженерных машин) с перспективой их форсирования для применения в ВТ."

Продолжение тут: http://engine.aviaport.ru/issues/74/page39.html

Итак, немудрено догадаться: табуреткиным отечественные "кулибины" не нужны. Им надо, как и в случае с "Мистралями", чё-нить прикупить за бугром. Доколе это будет продолжаться?

Комментариев нет:

Отправить комментарий